Технологии

25 апреля 2024

Искусственный интеллект в образовании: делимся опытом создания онлайн-курса с помощью ChatGPT

Искусственный интеллект в образовании:
делимся опытом создания онлайн-курса с помощью ChatGPT

За последние годы искусственный интеллект (далее – ИИ) заметно поумнел и научился многому. И если ещё недавно мы использовали его как забаву, генерируя красивые аватарки в разных стилях, то сейчас некоторые СМИ заказывают ему новостные заметки и посты для социальных сетей, и они получаются вполне «человеческими». Роботы могут писать код, быстро находить ошибки в больших массивах информации, писать рассказы, рисовать обложки и логотипы. Всё чаще ИИ применяется в образовании, и этот процесс продолжает набирать обороты.

Как ИИ уже изменили обучение?

Чат-боты, программы для адаптивного обучения, виртуальная и дополненная реальность и, наконец, сам подход к учёбе – искусственный интеллект уже существенно изменил образовательный процесс. Но пока рано говорить о роботе-педагоге с лазерной указкой. Управляет всеми новыми технологиями человек, который всё ещё незаменим в Ed-Tech сфере.

ИИ может создавать онлайн-курсы.

Ещё в начале года на российском рынке был запущен первый онлайн-курс, созданный с помощью чат-бота ChatGPT и других нейросетей. Платформа Stage One с помощью ChatGPT создали курс по продюсированию, в том числе в образовательной сфере. Алгоритм придумал образовательные модули и прописал тексты для них. На разработку продукта ушло всего 10 часов. Сейчас курс доступен абсолютно бесплатно.

В это же время подобные образовательные продукты начали появляться на мировом рынке. Американец Алекс Лондо, основатель платформы JazzJune, доверил СhatGPT создание курса «Введение в искусственный интеллект». И за короткое время получил готовый курс – с текстами, картинками и видео.

В сети есть готовые руководства по созданию онлайн-курсов с нуля с помощью нейросетей. Так, специалист по Data Science Энди Макдональд показал в своём блоге, как с помощью СhatGPT сконструировать собственный обучающий продукт.

Мы – специалисты Центра развития обучения по управлению данными Академии ПСБ – тоже решили не отставать от трендов и создали с помощью доступных нейросетей экспериментальный онлайн-курс по машинному обучению. Мы отдавали предпочтение бесплатным сервисам, но это не всегда получалось. Обо всем по порядку.

Текст курса с помощью ChatGPT.

ChatGPT пишет дипломы, книги и статьи. Достаточно задать боту вопросы и получить развёрнутые ответы – всё интуитивно понятно и просто. При этом ощущаешь себя участником диалога с Думателем (Deep Thought) из романа Адамса «Автостопом по галактике». Однако, так ли всё радужно на самом деле? С помощью ChatGPT мы решили сгенерировать структуру онлайн-курса, каждую главу и тестовые вопросы, и вот что у нас получилось.

С какой проблемой мы столкнулись?

Основная проблема применения ChatGPT в том, что нейросеть не понимает, что именно она пишет. ИИ просто берет большой массив текста и имитирует его. В этом его ключевое отличие от человека. Тексты для нас – способ донести свои мысли, что-то доказать. Для нейросети – это связный, но лишенный собственного смысла и цели текст.

Поэтому ключевым моментом для нас стала проверка качества получившегося материала. Мы понимали, что тексты в большей степени будут ознакомительными: о базовых понятиях по направлению. Практика показала, что ответы ИИ на русском языке требуют серьёзной доработки. Исходники получились хоть и вполне логичными, но поверхностными, без глубокого погружения в тему, несколько наивными, с множеством повторов, местами – несвязностью формулировок. Из-за этого текст было тяжело читать. Да, нейросеть неплохо имитировала язык и стиль образовательных курсов, а вот по содержанию нужны были серьёзные доработки и фактчекинг – алгоритмы нередко ошибаются.

Возникли и другие проблемы: перегруженность сервиса (иногда ChatGPT долго «думает» над ответом), ограниченность базы данных (пока нейросеть обучена на устаревшей базе данных до 2021 года).

Немало интересных поворотов создала генерация тестовых вопросов: нам, как методологам, приходилось тщательно отслеживать соответствие и равномерное распределение вопросов по темам. Мы столкнулись с тем, что ИИ генерировал тестовые вопросы по несуществующим темам и, таким образом, указывала нам на тематические «дыры» в курсе.

Какие выводы мы сделали?

Использование сервиса недостаточно для создания качественного образовательного контента. ИИ может быть инструментом, для работы с которым нужен грамотный методолог. ChatGPT может создать некий связный полуфабрикат базовых понятий, требующий экспертного сопровождения. Только основываясь на человеческих знаниях и опыте, мы можем рассчитывать на высокое качество материалов.

Экономит ли это время?

Поначалу мы были настроены оптимистично и надеялись создать курс за те самые 10 часов. Однако на его разработку ушло несколько дней, что стало испытанием для нашей внимательности, упорства в составлении уточняющих вопросов и перфекционизма.

«Лицо» и «голос» курса.

У нас был объёмный лонгрид по большей части аспектов машинного обучения. Но такой формат казался скучным. Мы уверены, что разнообразие образовательных форматов даёт свободу выбора и повышает интерес к обучению. Именно поэтому решили дать нашему контенту «голос» и «лицо» с помощью нейросетей VisperTech и HeyGen.

Эта задача – не самая сложная: загружаете сценарий, алгоритм преобразовывает текст в речь или в видео. Можно выбрать язык, голоса озвучки, аватар, а также отредактировать полученный результат.

Такие инструменты добавляют динамики и живости контенту, но, как и ChatGPT, имеют свои ограничения. Первое – платная подписка на сервисы. Конечно, на съёмки с живым экспертом, монтаж и постпродакшн вы потратите в разы больше. Но здесь выбор за вами.

Второе ограничение подобных ИИ-сервисов – технические параметры генерации видео. Например, доступно 1000 символов текста для одного видео, после чего вы вынуждены покупать минуты и весь текст переводить в видеоформат, а затем самостоятельно склеивать видео по разделам. Или вам придётся сократить текст до требуемых параметров по принципу «коротко о главном», а это – негативно отразится на содержании видеоуроков.

Другие проблемы, с которыми мы столкнулись: ограниченный выбор аватаров, их недостаточно развитая жестикуляция и скованная артикуляция, ограниченный выбор языков для перевода и невысокое качество самого перевода. Так, в рамках нашего эксперимента мы автоматически перевели текст на английский язык в сервисе HeyGen. Алгоритм буквально пересказал его слово в слово.

Третье, и, пожалуй, самое главное, ограничение – неестественность цифрового педагога. Созданный персонаж не моделирует эмоций. Выражения его лица абсолютно нейтральны и почти всегда одинаковы. Персонаж выглядит нереалистично: частота морганий, артикуляция, жесты – все невербальные средства общения не соответствуют речи, которая, кстати, тоже звучит искусственно. Комфортно ли ученикам смотреть на спикера - аватара и слушать его искусственный голос? Насколько это осложнит процесс прохождения курса? Эти вопросы требуют изучения. Но нам не очень понравилось.

Красивые и быстрые презентации.

В процессе разработки онлайн-курса мы стремились не только сгенерировать информацию, но и красиво ее визуализировать. Мы решили использовать технологию искусственного интеллекта для создания презентаций, сопровождающих речь спикера - аватара. Сегодня на рынке представлено множество подобных сервисов. Мы выбрали Gamma – бесплатную нейросеть с максимально простым и последовательным интерфейсом.

Принцип работы алгоритма предельно понятный: мы задавали тему, а в ответ получали сгенерированное содержание, которое можно было корректировать под основные темы готового онлайн-курса. Кроме того, сервис даёт возможность выбирать дизайн презентаций, редактировать предложенные картинки и схемы.

Однако и здесь не обойтись без человеческого контроля и пристального фактчекинга: необходимо убедиться в том, что графика иллюстрирует именно наш текст, а информация на слайде совпадает с заявленной темой.

Как мы делали фотообложку.

Какая «начинка», такая и обложка. Получив готовый контент, мы, конечно, решили создать обложку для онлайн-курса с помощью ИИ. И это было самое быстрое и приятное в работе над проектом: всего за пару мгновений мы получили от нейросети Kandinsky 2.2 множество вариантов на любой вкус и цвет.

Обратная связь.

После того как наш экспериментальный образовательный продукт был готов, мы предложили оценить его реальным пользователям нашей образовательной платформы. И вот, какие мнения мы услышали:

1. Прикольно: молодая аудитория, которая сама на ежедневной основе использует нейросети, курс оценила высоко. Возможность обучения альтернативным способом вызывает интерес: «А что может мне предложить ИИ вместо преподавателя?». Вместе с тем было отмечено, что потенциал ИИ-курсов будет максимально полезен для взрослой аудитории, которой, возможно, будет легче воспринимать академический язык терминов и понятий по теме машинного обучения.

2. Чего-то не хватает: общение с живым преподавателем – не пустой звук, а действительная потребность слушателей онлайн-курсов. Респонденты отметили, что в процессе обучения важна обратная связь. Кроме того, присутствовал визуальный дискомфорт: аватар был недостаточно эмоциональным, голос монотонным, а движения ограниченными.

3. Неизвестно к чему приведёт: за простотой механизмов и быстротой получения информации с помощью ИИ кроется вопрос: «А что будет дальше?». Среди озвученных беспокойств были от простого «это нужно доработать» до «гарантия безопасности данных». А вот вопросы этики применения ИИ в образовании со стороны обучающихся не были затронуты.

ИИ в образовании: шаг в будущее или рабочий инструмент?

Сфера образования подчиняется современным трендам и это нормально. Искусственный интеллект находит применение в Ed-Teсh, помогая создавать контент и визуализировать информацию. Внедрение ИИ в образовательный процесс – это, несомненно, шаг вперёд в плане визуализации и динамики. Однако, до революции в Ed-Teсh ещё далеко. Алгоритмы пока не могут заменить опытного и грамотного человека-методолога, стать автором всего контента. Пока это лишь рабочий инструмент, который нужно грамотно использовать.

Станут ли нейросети более совершенными в дальнейшем? Скорее всего, да. При их способности к бесконечному обучению – это лишь вопрос времени. Мы спросили нашего коллегу Алексея Масютина – директора Центра искусственного интеллекта Высшей школы экономики – о перспективах ИИ как полноценного образовательного инструмента, заодно показали курс про машинное обучение от нейросети. Вот его комментарий:

Курс выглядит интересно, но на данный момент носит больше ознакомительный характер, без погружения в детали. В будущем для создания действительно полноценных курсов потребуется сбор специфичных доменных наборов данных, дообучение моделей на учебниках, задачниках, решебниках, если угодно, на эталонных репозиториях* с кодом. Отдельной задачей является создание надстроек для фактчекинга, в т. ч. на основе графов знаний, которые помогают генерирующей модели не совершать ошибок. Думаю, в течение 2-3 лет мы увидим такие решения, и тогда будет возможно говорить об отдельных полноценных модулях, созданных ИИ.

Фото

Алексей Масютин

директор Центра искусственного интеллекта Высшей школы экономики

 

Таким образом, наш эксперимент показал, что использование искусственного интеллекта в создании образовательного контента помогает немного разнообразить, ускорить процесс разработки материала. Но всё же заменить профессионала и поручить создание программы нейросети пока невозможно.

А пока мы продолжаем набираться опыта и осваивать новые технологии, делимся с вами подборкой полезных сервисов ИИ:

1. Программы Writefull (интегрируется прямо в Word) и Packback Deep Dives (сразу распознает сгенерированный ИИ текст) помогут в написании научных статей, проверке орфографии и грамотности текста, предложат формулировки и объяснят, чего не хватает в тексте.

2. Gamma генерирует презентации c красивым и привлекательным контентом за считанные минуты.

3. Сервис Kwizie составляет тесты и викторины, способен анализировать результаты ответов участников.

4. Симулятор Skillgym — тренажёр для повышения коммуникативных навыков, навыков продаж и решения сопутствующих проблем. Обучение проходит в формате реалистичных видеодиалогов.

5. Голосовой помощник Neuro.net помогает продавать услуги не хуже живых людей, может совершать более 5000 звонков одновременно.

6. Перевод и озвучка видео с различных языков. На сегодняшний день такой нейросетью может похвастаться Яндекс с функцией мгновенного и точного перевода. ИИ распознает речь и автоматически переводит в текст, далее отправляет на перевод.

7. ИИ может анализировать качество учебных материалов, собирать статистику ошибок. Кроме того, нейросеть анализирует сложность восприятия составленных заданий и наличие в них ошибок. Такая аналитика уже внедрена в проект «01Математика».

8. В приложение Captions можно создать зрительный контакт в видео (т.е. теперь можно не смотреть в камеру, читать текст и при этом на видео этого не будет заметно).

9. Нейросеть Heygen создаёт видео из текста с помощью ИИ-аватаров и голосов. ИИ готов перевести голос и текст на 8 разных языков, при этом мимика в видео будет автоматически подобрана и синхронизирована.

10. Приложение «Kandinsky 2.2» от компании «Сбер» помогает генерировать изображения на основе выдуманных историй, но с реальными персонажами.

11. Gen-2 оживляет любой объект на изображении.

* Репозиторий – хранилище данных, организованных в файлы, доступные для дальнейшего распространения в сети (прим. автора).